Международная научно-практическая конференция
Экосистема непрерывного профессионального образования:
будущее и цели устойчивого развития

СПИКЕРЫ

Дэвид Атчоарена (David Atchoarena), ЮНЕСКО

Директор Института непрерывного образования ЮНЕСКО, Гамбург, Германия

Институт  непрерывного образования ЮНЕСКО -  единственная организационная структура ООН, которая имеет глобальный мандат на осуществление деятельности в области непрерывного образования и обучения на протяжении всей жизни.

Г-н Атчоарена - ведущий международный эксперт в сфере выработки стратегии развития образовательной политики, непрерывного профессионального образования, обучения взрослых и развития потенциала высших должностных лиц национальных систем образования.

Г-н Атчоарена – Директор Института непрерывного образования ЮНЕСКО –  единственная организационная структура ООН, которая имеет глобальный мандат на осуществление деятельности в области непрерывного образования и обучения на протяжении всей жизни.

Реализация программы обучения в течение всей жизни в целях достижения устойчивого развития 

Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года еще раз подтвердила важность обучения в течение всей жизни для всего мира и, в частности, важность целей в области устойчивого развития – 4, где ставится задача обеспечить инклюзивность и одинаковое качество образования, а также содействовать созданию возможностей для обучения в течение всей жизни для всех.

Однако во многих странах недостаточно информированы о наличии такого понятия, а часто нет достаточных технических знаний для разработки правил и  стратегий реализации данной концепции на практике. В докладе рассматривается данная проблема и два вопроса: «что такое обучение в течение всей жизни?» и «каковы последствия применения на практике системы обучения в течение всей жизни в контексте устойчивого развития?».

Мы начинаем с введения понятия обучения в течение всей жизни как открытой концепции, куда включается полный спектр возможностей для обучения. Ее разработка отражает подход, основанный на соблюдении прав человека, описанный в двух важных докладах ЮНЕСКО – «Докладе Фора» и «Докладе Делора». Продолжая разрабатывать концепцию, наш доклад будет посвящен ряду ключевых проблем, касающихся реализации обучения в течение всей жизни на практике.  Первая проблема связана с управлением обучением в течение всей жизни.

Будет описана основанная на сотрудничестве модель управления, где сотрудничество между государством и социальными партнерами лежит в основе усилий по созданию гарантированных возможностей для обучения для всех. Будут описаны инструменты международного уровня для реализации ключевых принципов и направлений в управлении обучением в течение всей жизни.

Затем в нашем докладе будут кратко описаны две области действий, которые являются очень важными для построения на практике системы обучения в течение всей жизни на основе универсального подхода и, таким образом, внесения изменений в жизнь людей и создания более устойчивого общества. Эти две области – это, во-первых, адаптивность систем обучения в течение всей жизни (включая разработку гибких учебных планов, национальных рамок квалификаций, систем признания, оценки и аккредитации результатов неформального обучения); а, во-вторых, информационно-коммуникационные технологии.

В конце в докладе рассматриваются примеры обучающихся городов – эффективной, отвечающей нуждам людей модели улучшения доступа и привлечения большего числа участников к программам обучения в течение всей жизни. На протяжении всего выступления будут приводиться примеры, относящиеся к разным странам и регионам, подкрепляющие основные тезисы доклада.

Профессор Тапио Варис (Tapio Varis), Финляндия

 

  • президент Глобальной системы университетов (GUS) и исследователей в области медиа и журналистики в Хельсинском университете
  • член Совета управляющих Центра миротворческих и медиа инициатив (г. Нью-Йорк),
  • входит в состав Попечительского совета Института Миллениум (г. Вашингтон),
  • ректор Университета мира, созданного ООН в Коста-Рике
  • ведущий международный эксперт в области медиа грамотности, непрерывного профессионального образования
  • автор более 300 научных статей на заведующий кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию и почетный профессор (Professor Emeritus) Университета Тампере (University of Tampere). темы, связанные с проблемами «глобального мира и глобальной системы университетов»

Тапио Варис

Почетный профессор 

Университет Тампере

Обучение в течение всей долгой рабочей жизни. Требования работодателей и новые условия для обучения  

В новой рабочей культуре подчеркивается важность обучения в течение всей жизни, а компании начинают предоставлять рабочим возможности для создания условий для обучения, отвечающих потребностям каждого. Тем не менее, еще предстоит принять некоторые меры для того, чтобы улучшить возможности для трудоустройства и нарастить инновационную мощность компаний.

Каждый рабочий и учащийся начинает нести большую ответственность за развитие полученных навыков и получение новых знаний.  Влияние искусственного интеллекта и сети пятого поколения меняет все вокруг. 

Ставится под вопрос ценность и значимость университетских дипломов, если за ними не стоит обновление знаний на многочисленных открытых онлайн-курсах и в ходе иных программ дополнительного образования.  Обучения в ходе работы недостаточно, если у учащегося нет способности к обучению в течение всей жизни.

Мы движемся от системы образования и обучения к системе выработки компетенций, в которой действуют новые игроки:  работодатели, разработчики технологий обучения и компании.  Например, в Финляндии есть необходимость выработки единой для разных секторов политики организации обучения в течение всей жизни. Целью является переход к политике организации обучения  в течение всех жизни, при котором компетенции и работа рассматриваются как строительные материалы для построения благосостояния.

Различные факторы, приводящие к переменам, и ускорение технического прогресса требуют новых навыков, в то время как некоторые ключевые компетенции следует сохранить  и развить ради обеспечения социально-экономической интеграции и благополучия. Основные цели – это определение ключевых когнитивных и некогнитивных навыков, наличия которых требуют работодатели, отвечающие вызовам, созданным процессом глобализации и связанными с нею явлениями, а также оценка того, как политика и различные правила могут убедить людей разных возрастов и разных социальных групп получить и развивать такие навыки.

Профессор Дае Джун Хван (Dae Joon Hwang), Южная Корея

 

  • член Исполнительного стратегического совета IMS Global (Instructional Management System Global Learning Consortium) Вашингтон, США,
  • член Консультативного совета при министре образования Южной Кореи
  • входит в состав Совета управляющих Института информационных технологий ИТО ЮНЕСКО
  • председатель компании IMS Корея,
  • профессор Sungkyunkwan University, (SKKU), Сеул, Корея
  • входит в состав Президентского комитета Республики Башкортостан, Россия,
  • эксперт мирового уровня в области образовательных инноваций, электронного обучения и использования ИКТ в образовании.
  • автор порядка 100 статей и докладов на более 40 международных конференциях и форумах высокого уровня, посвященных ИКТ в образовании и smart-обучению

Награды

  • награжден первым гран-при ЮНЕСКО в ИКТ в образовании
  • награжден золотой медалью правительства Франции за заслуги в области образования

В период с 2011г. по 2013 г. Г-н Хван занимал пост главы Генерального секретаря Корейского совета по университетскому образованию.

Профессор Дае Джун Хван (Dae Joon Hwang)

Экосистема обучения в течение всей жизни в контексте промышленной революции 4.0   

Обучение в течение всей жизни привлекает к себе внимание во многих странах по всему миру как катализатор, помогающий достичь роста, снижения безработицы и благосостояния в имя устойчивого развития, экономического роста и социальной инклюзивности.

Развитие техники и науки со всё возрастающей скоростью и влияние промышленной революции 4.0 на все части общества ведут к ускорению подготовки к организации обучения в целях решения актуальных проблем глобализации, разрыва между разными группами работников, неграмотности взрослого населения, нововведений в области стратегий смены карьерного пути и социальной инклюзивности, а также переподготовки работников и приобретения учащимися новых компетенций.

Размах проблем делает системы обучения в течение всей жизни намного более сложными с точки зрения их разработки, чем когда-либо.  В соответствии с этой концепцией мы решили применить  подход, основанный на принципе экосистемы, для определения того, какие компоненты необходимы для построения устойчивой экосистемы обучения в течение всей жизни, которая может учесть последствия промышленной революции 4.0 и  достижения научно-технического прогресса.

Разработка экосистемы обучения в течение всей жизни действительно бросает нам вызов, так как процесс разработки должен опираться на четкое понимание межотраслевых задач: это поколенческие характеристики обучающихся, ключевые навыки и компетенции учащихся, условия обучения, сообщества учащихся, новые компании-поставщики услуг по обучению, оценка достижения учебных целей и социальная поддержка. 

Признание университета как платформы для создания системы обучения в течение всей жизни также основано на понимании того, что в контексте промышленной революции 4.0 следует принять во внимание новую роль вузов. Мы также обращаем особое внимание на оценку учебных целей, являющаяся важной проблемой качества в обучении в течение всей жизни, которую в  Национальных квалификационных рамках ЮНЕСКО считают единой основой для оценки достижения целей обучения в разных аспектах: ученых степеней, документов об образовании, уровня подготовки и планируемых личных достижений. Широко приветствуется участие каждого. Наши дискуссии расширят понимание ключевых проблем, имеющихся в обучении в течение всей жизни – экономического роста, устойчивого развития, социального капитала – а также напомнят нам о важности оценки целей неформального и формального качественного обучения в течение всей жизни.        

Ключевые слова: мировые проблемы, экосистема обучения в течение всей жизни, нововведения в области стратегий смены карьерного пути, переподготовка и компетенции учащихся, университет как платформа, оценка достижения учебных целей, рамки квалификации, социальная инклюзивность  

Алистер Кларк (Alastair Clark)

Признанный международный эксперт в области смешанного обучения

 

  • сертифицированный член Ассоциации образовательных технологий (Certified Member of the Association for Learning Technology (CMALT),
  • профессор университета Derby (программы подготовки тьюторов по дополнительному образованию),
  • глава компании Stiring Learning Ltd, специализирующейся на организации программ смешанного обучениея,
  • обладатель приза ЮНЕСКО в области применения ИКТ в образовании за проект Национального института дополнительного образования взрослых (Великобритания) по продвижению цифровой инклюзии и использования цифровых методов в обучении взрослого населения

Автор многочисленных публикаций и докладов в области смешанного обучения

Алистер Кларк, степень «бакалавр наук», степень магистра в области педагогики, сертифицированный член Ассоциации учебных технологий 

смотреть на youtube – 

Цифровая грамотность и развитие цифровых компетенций у взрослых. Новая роль учителя.  

Мы отмечаем тринадцатую годовщину со дня рождения всемирной сети Интернет, и это возможность подумать над тем, как повлиял Интернет на ту роль, которую играют учителя, и, в частности, на то, как в цифровую эпоху изменился процесс обучения. Создание возможностей для обучения названо пусковым механизмом для серьезного личностного роста, а учеба взрослых людей четко ассоциируется с периодом жизненных изменений.  Некоторые из этих перемен генерируются самими людьми, но часто они вызваны внешними событиями, такими, как потеря работы, война, потеря близкого человека и миграция. Учителя взрослых людей – это тоже взрослые люди, так что педагогические приемы, разработанные для применения в детской и молодежной аудитории здесь не всегда применимы. Применение особого подхода к обучению взрослых во имя содействия учебному процессу поможет сформировать способность действовать самостоятельно у учащихся, которые до некоторой степени принимают на себя ответственность за управление направленностью и стилем обучения.  В мире, где есть множество источников информации и можно легко получить доступ к учебным материалам, потенциал самостоятельного обучения может быть огромным.        

Мы можем считать цифровыми компетенциями знания и навыки использования программного и аппаратного обеспечения с целью достижения желаемого эффекта.  С другой стороны, цифровая грамотность – это набор знаний, навыков и умений, которые формируются у человека для того, чтобы стать ответственным и критично настроенным пользователем и создателем цифрового контента.      

Кроме того, если учитель взрослых людей хочет создать для учащихся самые лучшие из возможных условия для обучения, он должен научиться выбирать и использовать инструменты и технологии, которые смогут хорошо работать.     

В цифровую эпоху учитель отвечает за, чтобы у студентов имелись хорошо отработанные цифровые компетенции, но он несет еще большую ответственность за то, чтобы у них была развита цифровая грамотность и за то, чтобы иметь стратегии выработки в ходе учебного процесса критического мышления, которое бы ставило перед учащимися задачи и вдохновляло их на учебу.    

Дополнительные ресурсы:

https://stirringlearning.wordpress.com/

alastair@aclark.eu

Стивен Дагген (Steven Duggan), Ирландия

 

  • член Совета управляющих Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании,
  • входит в состав исполнительного комитета глобального партнерства «Новая педагогика для углубленного обучения» и представляет данную отрасль в различных образовательных органах и компаниях, включая Matuto (компанию «Грамотность для жизни» и «Альянс совместной оценки»).
  • является консультантом по стратегии развития Министерства образования и компетенций Ирландии,
  • занимает должность вице-президента Terawe Corporation, компании, специализирующейся на разработке программного обеспечения в области облачных сервисов, решений Е2Е, программных решений для сфер образования, туризма, торговли, производства и финансов.

В период с 2008 по 2015 Стивен Дагген являлся директором компании Майкрософт по глобальной стратегии образования

Стивен Дагген (Steven Duggan)

Цифровая трансформация образования уже произошла

Мы больше не говорим о том, могут ли технологии улучшить результаты обучения, а рассуждаем о том, как технологии следующего поколения, в частности, большие данные и искусственный интеллект, могут, опираясь на эти достижения, создавать действительно индивидуальные пути обучения для учащихся всех возрастов.  Дети, которые пошли в школу в сентябре прошлого года, столкнутся с миром, который мы можем себе представить только после выпуска в 2030 году, и этот мир, в свою очередь, будет постоянно меняться.  Раньше мы говорили только о MOOК – массово открытых онлайн-курсах – , однако сейчас мы, вероятно, живем на MOOП – массово открытой онлайн-планете.

 Обучение – это скорее путешествие, а не пункт назначения, и потребность в обновлении нашего обучения постоянна, независимо от того, являетесь ли вы ребенком младшего школьного возраста или взрослым среднего возраста, готовящимся к смене карьеры. 

Однако мы не должны думать об образовании как об основании для трудоустройства.  Люди, которые учатся на протяжении всей жизни, улучшают качество своей жизни и качество жизни окружающих. 

Общество, которое постоянно обучается, также приносит значительные экономические и социальные выгоды.  Наличие возможностей для образования на протяжении всей жизни людей является предпосылкой для информированного и эффективного участия в демократическом обществе.  Цифровые технологии могут создать больше возможностей для обучения – как внутри, за пределами класса, так и на протяжении всей жизни. 

Они предлагают новые возможности для тех, кто находится как в рамках формального образования, так и за его пределами, возможности обучения, которые доступны в любое время и в любом месте.  Для обеспечения непрерывного образования на протяжении всей жизни технологии больше не рассматриваются в контексте «хорошо бы владеть ими», а являются необходимыми.  Цитируя Ньютона Бейкера, человек, который заканчивает обучение сегодня и не продолжает обучаться завтра, необразован послезавтра.

Кристиан Штраке (Christian Stracke), Германия/Нидерланды

  • председатель ICDE (International Council for Open and Distance Education)  в OER (Open Educational Resources)
  • эксперт по открытому образованию в Welten Institute of the Open University of the Netherlands (OUNL)
  • профессор-консультант Восточно-Китайского педагогического университета (ECNU) в Шанхае
  • адъюнкт-профессор в Корейском национальном открытом университете (KNOU) в Сеуле.

Г-н Штраке является экспертом мирового уровня и новатором в области открытого образования, средств обучения с использованием передовых технологий, образовательной политики и философии, инноваций и качества обучения, оценки воздействия и моделирования компетенций.

Любовь Духанина

Заместитель председателя комитета Государственной Думы по образованию и науке

 

  • председатель Российского общества «Знание»
  • координатор проекта ОНФ «Равные возможности — детям»
  • руководитель рабочей группы Общероссийского народного фронта «Образование и культура как основы национальной идентичности»
  • глава Совета образовательного холдинга «Наследник»
  • президент Фонда «Национальные ресурсы образования»

Хорошилов Александр Владиевич

Эксперт ЮНЕСКО в области применения ИКТ в образовании

 

  • кандидат экономических наук, профессор, почетный работник Высшего профессионального образования Российской Федерации,
  • заслуженный работник образования Монголии,
  • специалист в области разработки и применения информационных технологий и математических методов в экономике, статистике и управлении, а также в области международного образования и научно-образовательного консалтинга,
  • автор более 150 научных и научно-методических работ, обладатель шести авторских свидетельств на программы для ЭВМ, руководитель и координатор ряда крупных международных и национальных научно- технических, образовательных и консультационных проектов.

Профессиональный опыт:

С 2007 по 2010 г – вице-президент Группы компаний ЛАНИТ, проректор по инновационному развитию Академии труда и социальных отношений, профессор МГУ имени М.В.Ломоносова.

С 2010 по 2017 г работал в Институте ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО), который возглавил в 2014 году. В настоящее время – независимый консультант по вопросам цифровой трансформации образования и развития интеллектуального потенциала цифрового общества.

КОНТАКТЫ

г. Москва, Ленинградский проспект, д. 53

Тел.: 8-499-943-94-19, 8-499-943-94-69

E-mail: crdo@fa.ru